Диктант по русскому языку на тему Род имён существительных

Диктант по русскому языку на тему Род имён существительных

Тип урока: комбинированный.

Цель: Образовательные:

-формирование учебной компетенции определения рода имён существительных,

-уметь согласовывать прилагательное с именами существительными.

Развивающие:

-развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.

Воспитательные:

-воспитание внимательного отношения к слову.

Здоровьесберегающая среда:

-соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).

-контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.

Оборудование: презентации, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор.

Ход урока.

Организационный момент.

— Ребята, сегодня у нас открытый урок. Вы должны показать, как хорошо и активно вы умеете работать.

— Давайте повторим пройденный материал по теме имя существительное.

Какая часть речи называется именем существительным?

Как изменяются имена существительные?

Три рода имён существительных:

Женский род, мужской род, средний род.

Род относится к самостоятельным морфологическим признакам.

-Вопрос к классу: сколько родов существует для имени существительного?

-как определить какого рода имена существительные?

-какие окончания у имен существительных мужского рода?

— какие окончания у имен существительных женского рода?

-какие окончания у имен существительных среднего рода?

Мужской род

Женский род

Средний род

-имеют нулевое окончание: мир, голубь. -некоторые имена существительные мужского рода оканчиваются на –а, -я: юноша, Коля

-имена существительные женского рода обычно оканчиваются на –а, -я. дружба, голубка, няня, а также могут иметь нулевое окончание: степь. печь.

-имена существительные среднего рода оканчиваются на –о, -е: гнездо, предание.

Слайд 2. Повторим определение рода имён существительных.

Задание. Распределительный диктант. (письменно).

Запишите существительные, укажите, к какому роду они относятся.

Мастер, день, государство, любовь, земля, село, конь, поле

Слайд 3. Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода. (Устно).

Пианист: пианистка = солист — х_______(солистка)

Грек: гречанка = турок — х__________(турчанка)

Купец: купчиха = пловец – х________(пловчиха – разговорное слово)- ответ.

Артист: артистка = машинист – х____(машинистка)

Обозначьте суффикс, образующий новое слово.

В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему?

Вывод по заданию: В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог — геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях.

Слайд 4. Проблемная ситуация. (устно)

Даны слова: забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, задира, засоня.

1.Опережающее задание: Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя?

2.Неясно?

Вывод по заданию:

Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

Какой мальчик обжора!

Какая девочка обжора!

Слайд 5. Создание проблемной ситуации. Всегда ли легко определить род?

Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка.

Диктант по русскому языку на тему Род имён существительных
Диктант по русскому языку на тему Род имён существительных