Открытый урок по русс. в 5 классе ИМЯ СУщ

Открытый урок по русс. в 5 классе ИМЯ СУщ

Открытый урок по русс. в 5 классе ИМЯ СУщ

Тема: Род имен существительных. Существительные общего рода.

Цель: совершенствование умения определять род  имен существительных в речи.

знать. что имена существительные имеют род: мужской, женский, средний и бывают общего рода

уметь распознавать род у имён существительных по окончаниям и по значениям в контексте

понимать об употреблении имен существительных в нужной форме,

Модули: «Критическое мышление», ИКТ, «Новые подходы», «Оценивание обучения и оценивания для обучения».

Ход урока

Класс разделен на 4 группы, каждая из которых называется «семейный очаг»

Слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь, мы повторим с вами изученный материал по теме имя существительное, род имен существительных и как его определить, а после будем изучать новую тему, которую в ходе урока вы узнаете и назовете сами. В конце урока, каждый будет сам себя оценивать (САМООЦЕНИВАНИЕ)

Сначала, чтобы вам комфортно было работать проведем Психологический бодрячок «Комплименты».

Сегодня на протяжении всего урока вы будете работать в экспертных листах, по которым в конце урока я вас оценю. Записываем число, фамилию, а графу тема урока пока пропускаем.

Рассчитайтесь на 1-4 и перейдите в экспертные группы.

Работа в экспертных группах. (Вспомнить и раскрыть один вопрос по теме, изобразить его в виде таблицы, кластера и т.д. Цель: обучиться самому )

1гр. – Мужской род

2гр. – Женский род

3гр. – Средний род

4гр. – Одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные

Работа в семейном очаге. (После возвращения из экспертных групп, каждый участник группы должен по своему вопросу обучить семью)

Практическое задание

Восстановите деформированное предложение , укажите род, одушевленное или неодушевленное, нарицательное или собственное существительное :

ДЕТИ, С УЧИТЕЛЬ, ПОШЛИ, КОНЦЕРТ, НА, ТЕАТР «НАЗ», В (1 ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения).

Проверка задания, Молодцы, хорошо справились

Называю слова. Если м.р. то приседают мальчики. Если ж.р. – девочки, если ср.р. – то все вместе.

Река, герой, лекарство, ягода, море, урожай, тарелка, богатство, дедушка, дядя, воевода, юноша, сынишка, крыльцо, завод, столица, шампунь (м.р), кофе (м.р.), какао (с.р.), повидло, пол отенце, вермишель(ж.р.), тушь, табель, рояль, фамилия, путь, шимпанзе (м.р.), кенгуру (м.р.), ф ламинго (м.р.) , борщ, тарелка, мяч.

Сгруппируйте слова и вставьте пропущенные буквы. (Задание выполняется совместно в группе)

Сон, р..сток, р..стение, пор..сль, невежда, предл..жение, неряха, заг..р, соня. меч(?), трудяга, сл..жение, сл…гаемое, ноч(?), з…мля, ц…фра

Скажите, на какие группы разделили слова?

Какие орфограммы вы повторили?

Какие слова остались?

Почему?

Он или она ясно? Мой или моя? Неясно, эти слова называются существительными общего рода. Выпишите их в отдельную группу.

Так какая тема нашего урока? Какова цель и задачи нашего урока.

Должны мы ответить сегодня на вопрос: «Почему в русском языке появились слова общего рода?»

Дайте лексическое значение слов: невежда, неряха, соня, трудяга с помощью Интернета или Толкового словаря. (См. приложение)

Представление слов общего рода (чтение стихотворения, подставить слова по смыслу растяпа, неряха, жадина)

Круглый год у нас потери:

Чтение правила на стр. 176 038,58

Что нового вы узнали о словах общего рода? (Существительные общего рода при обретают род только в контексте, с существительными, обозначающими лиц по профессии, знанию, положению, глагол-сказуемое употребляется в прошедшем времени , определение-прилагательное с такими существительными употребляется в мужском роде).

Попробуйте сейча с найти ошибки в предложениях:

1) Профессор Миронов рассказал ребятам о том, что его особенно волнует.

2) Нужно проявлять большую заботу о стариках.

3) Она прекрасная врач.

4) Мы радовались успехам одноклассников.

(Она прекрасный врач.)

Б) Письменно

Составьте 1 предложение с любыми из предложенных слов. Определите род этих существительных.

Молодчина, неженка, сластена, тихоня, растяпа, недотёпа, зевака, недоучка, умница, зубрила, выскочка, плакса, грязнуля, злюка, задира, сорвиголова, неряха.

Ребята, каких слов вам встретилось больше: с положительной или с отрицательной оценкой? А как вы можете это объяснить?

Вывод: Люди, к сожалению, больше внимания обращают на чужие недостатки, нежели на достоинства другого человека.

В) Упр.482 стр. 177 (Со словами ЭКОНОМИСТ, АРХИТЕКТОР составить предложения)

Выполните тест, выберите правильный ответ. (Индивидуально)

Ребята, настало время ответить на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока: «Почему в русском языке появились слова общего рода?»

Вывод: качественные характеристики человека относятся к лицам и женского и мужского полов, поэтому и появились такие слова – общего рода.

Скажите, что мы сегодня нового узнали о существительном?

Можем мы у слов плакса, врач, адвокат, продавец определить род? Какой род?

Могут эти слова быть женского или мужского рода?

Ваши родители используют в своей речи подобные слова?

Обведите свою левую кисть руки, в центре на ладони поставьте себе оценку за урок, оцените себя, как вы сегодня поработали. А на изображенных пальцах напиши выбранные 3 утверждения:

мне все понятно*мне ничего не понятно*урок интересный*расскажу родителям*мне было скучно

На 2 оставшихся напиши свое впечатление от работы в группах, вопрос или пожелания

038,58 Упр. 480 Распределительное списывание. Записать существительные общего рода группами: 1) называют состояния человека, 2) называют черту характера человека.

Открытый урок по русс. в 5 классе ИМЯ СУщ